Словарь основных понятий профориентации

Главная страница

Активность
Амбиция
Анкета
Банк вакансий
Безработица
Безработные
Биржа труда (служба занятости)
Вакансия
Востребованность профессии на рынке труда
Должностная инструкция
Должность
Дополнительное образование
Жизненное самоопределение
Заработная плата
Индивидуальный стиль деятельности
Инициатива
Интерес
Интуиция
Карьера
Квалификация
Классификация профессий
Коммуникативные способности
Конкуренция
Конкурентоспособность
Курcы профессиональной подготовки
Мастерство
Медицинские противопоказания
Мотивация
Мотивы профессиональной деятельности
Навыки
Начальное профессиональное образование
Образовательные уровни
Общие способности
Одаренность
Ошибки в выборе профессии
Повышение квалификации
Подготовительные курсы
Престиж
Проектирование профессионального пути
Профессионализация
Профессионализм
Профессиональная адаптация
Профессиональная компетентность
Профессиональная обучаемость
Профессиональная ориентация
Профессиональная подготовка
Профессиональная пригодность
Профессиональная проба
Профессионально важные качества (ПВК)
Профессиональное призвание
Профессиональное резюме
Профессиональное самоопределение
Профессиональные болезни
Профессиональные вредности
Профессиональные намерения
Профессиональные ожидания
Профессиональные притязания
Профессиональные склонности
Профессиональные способности
Профессиональный отбор
Профессиональный подбор
Профессиональный потенциал
Профессиональный тренинг
Профессия
Профильный класс
Профконсультант
Работоспособность
Рабочая сила
Рынок образовательных услуг
Рынок труда
Самооценка
Среднее профессиональное образование
Творчество
Тестирование
Требования профессии к человеку
Труд
Трудовые отношения
Трудовые ресурсы
Трудолюбие
Удовлетворенность трудом
Уровень притязаний
Условия труда
Формы обучения
Целеполагание
Ценностные ориентации
Человеческие ресурсы
Эффективное поведение на рынке труда
Эффективность труда

Активность – способность человека производить жизненно значимые преобразования; поведение, направленное на изменение ситуации или отношения к ней.

Амбиция – обостренное самолюбие.

Анкета (фр. enguete - список вопросов) – набор логически связанных вопросов для получения первичной социологической и социально-психологической информации.

Банк вакансий – информация о вакантных (свободных) рабочих местах на предприятиях и в организация

Безработица – приостановление трудовой деятельности на длительный срок из-за невозможности трудоустройства; социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не может найти себе работу.

Безработные – трудоспособные граждане, которые по независящим от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированы в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способные и готовые трудиться, но не получившие от этой служба подходящей работы

Биржа труда (служба занятости) – государственная организация, на которую возложено решение вопросов трудоустройства населения; выплаты пособий по безработице; организации профессиональной подготовки и переподготовки и общественных работ

Вакансия – свободное место, незанятая должность.

Востребованность профессии на рынке труда – соотношение емкости спроса и емкости предложения на рынке труда.

Должностная инструкция (иначе - описание работ) – нормативный документ, регламентирующий деятельность работника в структуре организации, определяющий организационно-правовое положение, содержание и условия его эффективной работы.

Должность – комплекс необходимых служебных обязанностей человека на его рабочем месте.

Дополнительное образование – образовательные программы различной направленности, реализуемые за рамками основных образовательных программ (на курсах, в школах-студиях, домах детского творчества и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии).                                   в начало


Жизненное самоопределение –  это определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе этого самоопределения.

Заработная плата –  1) цена рабочей силы, определяемая в ходе переговоров между работниками и работодателями при участии государства, обеспечивающего соблюдение достигнутых договоренностей; 2) величина денежного вознаграждения, выплачиваемого работнику за его трудовой вклад, отражающая стоимость его труда.

Индивидуальный стиль деятельности – устойчивая индивидуально-специфическая система средств, приемов, способов выполнения деятельности, позволяющая людям с разными индивидуально-типологическими особенностями добиваться равной эффективности при выполнении одинаковой деятельности, компенсируя индивидуальные особенности, препятствующие достижению успеха.

Инициатива –  побуждение к действию, готовность к принятию решений и самостоятельным активным действиям, сознательное их выполнение.

Интерес –  форма проявления познавательной потребности, способствующая более полному и глубокому отражению действительности. Субъективно интерес обнаруживается в положительном отношении, внимании к объекту интереса.

Интуиция (от лат. intueri - пристально, внимательно смотреть) –  знание, возникающее без осознания человеком путей и условий его получения; способность без логического продумывания находить правильное решение проблемы. 

Карьера – субъективно осознанный трудовой путь человека, способ достижения целей и результатов, связанных с деятельностью работника; продвижение по служебной лестнице (от франц. cariera) - успешное продвижение вперед в той или иной области (общественной, служебной, научной, профессиональной) деятельности.

Квалификация –  1) степень и вид профессиональной подготовленности человека, наличие знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения работы; 2) характеристика определенного вида работы, устанавливаемая в зависимости от ее сложности; 3) степень профессиональной готовности работников к выполнению трудовых функций в рамках определенной профессии, специальности.

Классификация профессий – объединение профессий в группы в соответствии с установленными критериями: отрасль экономики, цель труда, компетенции, уровень образования и т.д. (например, классификация Е.А. Климова по предмету труда, классификация Дж. Голланда по типам профессий).

Коммуникативные способности – вид способностей, проявляемый в сфере общения и способствующий успешности человека в различных областях деятельности.

Конкуренция на рынке труда  – наличие большого числа покупателей и продавцов рабочей силы, имеющих возможность свободно входить на рынок труда и покидать его.

Конкурентоспособность  – способность выдержать конкуренцию в борьбе за достижение лучших результатов; соответствие качества предлагаемой рабочей силы спросу работодателя.

Курcы профессиональной подготовки – образование, позволяющее приобрести трудовые навыки, знания и умения, необходимые для выполнения определенной работы, не сопровождающееся повышением образовательного уровня.

Мастерство  – высокий уровень развития человека как субъекта профессиональной деятельности.

Медицинские противопоказания  – перечень заболеваний, препятствующих обучению и работе по данной профессии.

Мотивация  – использование мотивов поведения человека в целях управления его деятельностью; создание условий, обеспечивающих соответствие между интересами работника и работодателя.

Мотивы профессиональной деятельности  – внутренние побуждения, определяющие направленность профессиональной активности человека в целом и ориентации человека на саму профессиональной деятельности (процесс, результат и др.) или на сопутствующие ей факторы (заработок, льготы и др.)

Навыки  – автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения.

Начальное профессиональное образование  – подготовка работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) на базе основного общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и др. училищах).

Образовательные уровни (образовательные цензы) – 1) основное общее образование; 2) среднее (полное) общее образование; 3) начальное профессиональное образование; 4) среднее профессиональное образование; 5) высшее профессиональное образование; 6) послевузовское профессиональное образование.

Общие способности – система свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями.

Одаренность  – 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности; 2) целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; 3) совокупность задатков, природных данных, характеристика выраженности и своеобразия способностей.

Ошибки в выборе профессии  – затруднения в выборе профессии, связанные с субъективными искажениями или недостаточностью информации; затруднениями при оценке своих индивидуально-психологических особенностей; несформированностью ряда качеств, необходимых для осуществления процесса подготовки и принятия решения; объективной сложностью и неопределенностью ситуации выбора.                                                                                                      в начало


Повышение квалификации  – рост профессионального уровня работников для реализации возможности выполнения работ более высокой сложности.

Подготовительные курсы  – краткосрочная (от 2-х недель до 8-ми месяцев) подготовка поступающих в Вузы по всем формам вступительных испытаний (экзамены, собеседование, тестирование); формы обучения: очная, вечерняя, заочная, очно-заочная - для иногородних.

Престиж (от фр. prestige - авторитет, влияние)  –  результат соотнесения социально значимых характеристик субъекта со шкалой ценностей, сложившейся в данной общности. Престижность - значимость, привлекательность, приписываемая в общественном сознании различным сторонам деятельности людей: социальному положению, профессии.

Проектирование профессионального пути – создание профессионального проекта, включающего оценку возможностей и потребностей человека, внешних условий; определение образа желаемого профессионального будущего (профессиональных целей) на основе сопоставления возможностей и потребностей человека с внешними условиями; анализ ресурсов и ограничений для достижения желаемого профессионального будущего; построение конкретных шагов для достижения цели с учетом ресурсов и ограничений.

Профессионализация  – процесс становления профессионала, включающий выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей; освоение профессии; осознание себя как профессионала, обогащение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии.

Профессионализм – высокая подготовленность к выполнению профессиональных задач, дающая возможность достигать значительных качественных и количественных результатов труда при меньших затратах физических и умственных сил на основе использования рациональных приемов выполнения рабочих заданий.

Профессиональная адаптация – приспособление человека к новым для него условиям труда (ее разновидность - производственная адаптация как приспособление к условиям конкретного труда в данной производственной группе).

Профессиональная компетентность – сочетание профессиональных знаний, умений, навыков и положительного опыта работы и профессионально важных качеств человека.

Профессиональная обучаемость – готовность к профессиональному развитию, овладению новыми средствами труда, профессиональными знаниями и умениями, активное приспособление человека к обновляющимся профессиональным условиям.

Профессиональная ориентация (от франц. orientation - установка) – комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию процесса выбора профессии, способа ее получения и трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями, способностями человека и с учетом потребности рынка труда.

Профессиональная подготовка – приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ; профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.

Профессиональная пригодность – сочетание психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им эффективности труда при наличии специальных знаний, умений, навыков.

Профессиональная проба – профиспытание или профпроверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.

Профессионально важные качества (ПВК) – индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешность профессионального обучения и осуществления профессиональной деятельности.

Профессиональное призвание – идеальное совпадение своих интересов, склонностей, способностей с требованиями конкретной профессии; высшая степень профессионального мастерства.

Профессиональное резюме – краткое жизнеописание потенциального работника, где указывается его образование, опыт работы, профессионально важные качества и навыки, интересы и другая информация, которая может заинтересовать работодателя.

Профессиональное самоопределение – процесс формирования отношения к профессиональной деятельности и способ ее самореализации; длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути.

Профессиональные болезни – заболевания, вызванные неблагоприятными факторами производственной среды.

Профессиональные вредности – факторы производственной среды и условий труда, которые могут вызывать ухудшение здоровья человека (запыленность, загазованность, производственные шумы и т.д.).

Профессиональные намерения – осознанное отношение к определенному виду профессиональной деятельности, включающее знания о профессии и путях ее получения.

Профессиональные ожидания – мысленные представления о своих возможных профессиональных успехах или неудачах.

Профессиональные притязания – стремление достичь результата определенного уровня профессиональной деятельности.

Профессиональные склонности – избирательная направленность человека на определенную профессиональную деятельность, побуждающая заниматься ею.

Профессиональные способности – индивидуально-психологические свойства личности человека, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения.

Профессиональный отбор – изучение и вероятностная оценка пригодности человека к овладению специальностью и успешному выполнению профессиональных обязанностей.

Профессиональный подбор – подбор профессии (не предъявляющей жестких требований к работнику) для человека по критерию профессиональной успешности.

Профессиональный потенциал – совокупность возможностей и способностей для освоения и совершенствования в профессиональной деятельности.

Профессиональный тренинг – система приемов, направленных на развитие, формирование, коррекцию у человека необходимых профессиональных качеств.

Профессия – вид трудовой деятельности, являющийся источником существования и требующий определенной квалификации, которая приобретается в ходе специальной подготовки и опыта работы.

Профильный класс – форма подготовки школьников по определенному профилю к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения (например, гуманитарный, инженерный, медицинский, физико-математический класс).

Профконсультант – специалист, оказывающий психологическую помощь в выборе профессии.

Работоспособность – потенциальная возможность человека выполнять целесообразную деятельность на требуемом уровне в течение определенного времени.

Рабочая сила – 1) товар на рынке труда; 2) экономическая категория, выражающая способность к труду; совокупность физических и интеллектуальных способностей, знаний, умений и навыков человека, использующего их для производства жизненных благ; 3) численность населения, предлагающего свой труд на рынке рабочей силы.

Рынок образовательных услуг – система образовательных услуг, предлагаемых образовательными учреждениями населению на территории.

Рынок труда (рынок рабочей силы) – система, позволяющая продавцам (ищущие работу) найти работу, а покупателям (работодателям) найти работников, которые им требуются для ведения производственной, коммерческой или иной деятельности.

Самооценка – оценка человеком своих ресурсов. Самооценка является важным регулятором поведения личности, от которого зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, эффективность деятельности и личностное развитие.

Среднее профессиональное образование – подготовка специалистов среднего звена образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования или на первой ступени высшего профессионального образования.

в начало


Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Тестирование (от англ. test - опыт, проба) – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты) и применяемый для измерения индивидуальных различий в психологическом консультировании.

Требования профессии к человеку – требования, которые предъявляет профессия к личности работающего.

Труд –1) целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни; 2) все умственные и физические затраты, совершаемые людьми в процессе производства материальных и духовных ценностей; 3) результат деятельности, работы, произведение

Трудовые отношения –  совокупность регулирующих правил и взаимосвязей между действующими лицами по поводу отношений занятости.

Трудовые ресурсы – часть населения страны, имеющая данные, необходимые для работы в народном хозяйстве.

Трудолюбие – черта характера, заключающаяся в положительном отношении к процессу трудовой деятельности.

Удовлетворенность трудом – эмоционально-оценочное отношение личности или группы к выполняемой работе и условиям ее протекания.

Уровень притязаний – выбор человеком цели, которая может соответствовать или не соответствовать интеллектуальным, психофизическим, материальным возможностям человека. Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью и критичностью.

Условия труда – сочетание социальных и производственных факторов, в которых работает человек (оплата труда, продолжительность рабочего времени, отпуска; технические, санитарно-гигиенические и производственно-бытовые условия).

Формы обучения – дневная, очно-заочная, вечерняя, заочная, дистанционное обучение, экстернат.

Целеполагание – это определение, построение цели, обдумывание образа желаемого будущего; направленность на конечные и промежуточные результаты труда.

Ценностные ориентации (от франц. orientation - установка) – установки человека, которые формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах личности.

Человеческие ресурсы– население, составляющее гражданский, интеллектуальный и профессиональный потенциал страны.

Эффективное поведение на рынке труда– способность успешно решать вопросы своего трудоустройства.

Эффективность труда– показатель объема труда, вложенного в организацию работником.


в начало