Методические разработки

Г.В. Резапкина

Диагностика и развитие мотивационно-потребностной
и ценностно-смысловой сферы подростков

Программа включает сценарии четырех психологических занятий, цель которых - помощь в осознании подростками своих профессиональных мотивов, потребностей, жизненных ценностей. Вести занятия могут психологи, классные руководители, специалисты, ответственные за профориентационную работу.

От автора

Любая деятельность более эффективна и благотворна для человека, если в ее основе лежат не только внешние, но и внутренние мотивы, в основе которых - убеждения и ценности.

До сих пор психологи, занимающиеся профдиагностикой, пользуются схемой, предложенной в 1908 году американским ученым Ф. Парсоном. Он был убежден, что достаточно "просчитать" человека с помощью тестов, узнать требования каждой профессии, а затем организовать встречу человека с "подходящей" профессией. Ученые и практики десятилетиями разрабатывали профессиограммы - подробные описаний профессиональной деятельности и требования к профессионалам.

Чтобы получить идеальную модель профессионала, психологи тестировали успешных представителей различных профессии по методикам, выявляющим профессионально важные качества, а профессиональная пригодность определялась путем "наложения" имеющегося "эталона". Считалось, что вероятность успешной профессиональной деятельности тем выше, чем меньше разница между "эталоном" и полученными данными. На практике добросовестные исследователи отмечали, что большое число работников, чьи результаты не вписывались в параметры "эталонов", были успешны в профессиональной деятельности. В то же время немалое число работников, чьи результаты были близки к "эталонным", не оправдывали возлагаемых на них надежд.

В школьной профориентации модель Парсона представлена в виде трех кругов "хочу", "могу", "надо". Ее логика безупречна: будущая профессия должны нравиться ("хочу"), соответствовать возможностям человека "могу") и быть востребованной в обществе ("надо"). Однако мы можем бесконечно говорить подросткам о том, как важно совпадение или хотя бы сближение этих сфер, но на деле им хочется не того, что "можется", а надо что-то иное.

Для многих школьных психологов тестирование - любимая, если не единственная форма работы. Но даже качественная психологическая диагностика - это, в лучшем случае, только констатация факта. Много ли проку от врача, который не лечит, а только ставит диагноз?

Диагностика, в которой не заложен потенциал для личностного развития, бессмысленна, если не безнравственна. Наивно ждать эффекта от тестирования, в основе которого лежит плоская, упрощенная модель изучения личности, основанная на диагностике интересов, темперамента и мышления, без учета характерологических особенностей и мировоззрения человека.

Великий русский психолог Б.Г. Ананьев говорил о невозможности проектирования оптимальных режимов воспитания без учета особенностей как возрастно-половых характеристик личности, так и характеристик высшей структуры личности, ее мировоззрения, направленности, ценностных ориентаций и целей.

Механизмы самоидентификации тесно связаны с системой ценностей. Смысл воспитания заключается в способности различать добро и зло, развитии добродетелей и преодолении пороков - категорий, универсальных для всех времен и народов. Это жизнь, здоровье, любовь, семья, образование, труд, мир, красота, творчество, познание. Эти ценности конструктивны, поскольку направлены на развитии личности и общества в целом. Развитие - это движение вперёд и вверх, против "общественного ветра" (В.А. Ясвин). Есть ценности деструктивные, в основе которых - стремление к богатству, славе и власти. Эти взгляды в наше время многим кажутся не такими уж бесспорными - дилеммы, над которыми бились лучшие умы XX века - "иметь или быть", "быть или казаться" - в наши дни получили неожиданное решение: "иметь, чтобы казаться". Неверно думать, что мы живем в идеологическом вакууме: сегодня активно насаждается идеология потребления, провоцирующая оно из самых тяжелых личностных расстройств - нарциссизм, идет целенаправленное размывание представлений о добре и зле, сознание людей регрессирует до морали готтентота:

Миссионер спросил готтентота: "Что такое зло?"
- "Это когда сосед украл у меня барана", - ответил тот.
"А что такое добро?"
- "Это когда я украл у соседа барана".

Переоценка ценностей может произойти в любом возрасте благодаря новому опыту, драматическим событиям, судьбоносным встречам. Однако ценности легче всего усваиваются в отрочестве при целенаправленном и грамотном педагогическом воздействии.

Диагностику мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сферы осложняет то, что большинство методик основано на самооценке и представляет собой набор прямолинейных, лобовых утверждений, нередко провоцирующих протестные реакции или социально одобряемые ответы. В авторских методиках, включенных в пособие, число подобных утверждений сведено до минимума. Использование косвенных вопросов и ценностных суждений, прошедших культурный отбор и определяющих основные нравственные понятия, которые понимаются всеми людьми одинаково и без доказательств, снижает вероятность искажений при тестировании.

Диагностика является не целью, а средством осознания подростками особенностей мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сферы, без чего невозможно профессиональное и личностное самоопределение. Поэтому кроме работы с методиками в занятия входят беседы, комментарии и обсуждение полученных результатов. Заполненные анкеты и бланки необходимо хранить в условиях, исключающих доступ к ним третьих лиц.

Занятия могут проходить в форме групповой или индивидуальной работы на уроках, классных часах, консультациях, продолжая темы самоопределения, затронутые в средней школе.

План занятий по программе
«Диагностика и развитие мотивационно-потребностной
и ценностно-смысловой сферы подростков»

Занятие 1. Мотивы профессиональной деятельности.

Методика "За двумя зайцами" (модификация методики Е.И. Головахи)

"Методика Я-Другой, Карьера-Дело" (Г.В. Резапкина)

Занятие 2. Иерархия потребностей.

Методика "Актуальные потребности" (Г.В. Резапкина)

Занятие 3. Мотивы труда.

Методика "Иерархия мотивов труда" (Г.В. Резапкина)

Занятие 4. Жизненные ценности.

Анкета "Жизненные ценности"

Методика "Иерархия жизненных ценностей" (Г.В. Резапкина)

Заключение

Хотя воспитание по определению является частью образования, воспитательная работа в лучшем случае носит фрагментарный и бессистемный характер. Разные образовательные области слабо увязаны между собой, что препятствует созданию у детей и подростков непротиворечивой картины мира, практически не используются возможности личностного развития, заложенные в каждом предмете. Представленные методики и их сопровождение - фрагмент пока несуществующей в рамках школы системы самоопределения личности.

Разговор с подростками о смыслах и ценностях сложен в силу ряда причин.

Во-первых, разнонаправленное влияние семьи, школы, средств массовой информации способно кого угодно дезориентировать, сведя на нет все наши усилия. Поэтому очень важно, чтобы родители учащихся хотя бы понимали смысл этой работы.

Во-вторых, взрослым бывает трудно удержаться от морализаторства, которое вызывает у большинства подростков протестную реакцию.

В-третьих, дети остро чувствуют фальшь - поэтому необходимо, чтобы преподаватель пользовался у своих учеников заслуженным авторитетом и сам разделял подходы, предложенные автором.

Но ведь с чего-то надо начинать? Или как?

Приложение. Результаты самодиагностики.

Методика «Способность самоуправления» (Н. М. Пейсахов)

Методика «Способность самоуправления» (Н. М. Пейсахов)

Для того, чтобы планировать свое дальнейшее профессиональное будущее и конкретные шаги по достижению своих целей, важно знать, что у вас есть решимость и упорство следовать своим решениям, силы не отступать перед первыми же трудностями. Перед путешествием длиною в жизнь важно оценить свои возможности правильно, изучить особенности собственного реагирования на трудности или рутину и, при необходимости, развить те качества, которые необходимы, но на данный момент недостаточно развиты.

Тест "Самооценка психических состояний" (по Айзенку)

Тест "Самооценка психических состояний" (по Айзенку)

Иногда спланировать и воплотить положительные изменения в своей жизни нам мешают не столько внешние обстоятельства, сколько наши внутренние проблемы – неуверенность, тревожность, боязнь поменять хоть что-то (вдруг не получится?), неготовность выйти из зоны комфорта, отношение к окружающему миру, как к театру военных действий. Готов ли ты идти вперед или не уверен, что в нынешнем состоянии сможешь принять верное решение? Оценить актуальное состояние тебе поможет эта методика.

Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности

Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности

В разработке данной методики лежит факт повторений набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кэттелл, Леонгард, Айзенк, Личко и др.). Предлагаемая методика содержит опросник Айзенка (подростковый вариант), классификацию в зависимости от соотношения результатов на основе шкалы невротизма и шкалы интроверсии, вербальное описание особенностей каждого типа и основное направление тактики взаимоотношений с подростками каждого типа.

Методика «Уровень субъективного контроля»

Методика «Уровень субъективного контроля»

Человек, выбирающий профессию, должен быть достаточно самостоятелен и способен отвечать за свой выбор. Если в вашем представлении самостоятельность заключается в способности позаботиться о себе в быту, то вы охватили внутренним взором лишь часть этого явления. Быть самостоятельным – это и ставить перед собой собственные задачи, не дожидаясь, пока это сделают старшие или облеченные властью взрослые, и готовность признать, что в ваших неприятностях гораздо больше виновны ваши недоработки, чем неудачные обстоятельства.

Методика «Способности в деятельности» (СВД)

Методика «Способности в деятельности» (СВД)

Данная методика была разработана в лаборатории самоопределения молодежи Института содержания и методов обучения в 2013 г. Бондаревым В.П., Кропивянской С.О.

Опросник «Коммуникативные и организаторские способности» (КОС)

Опросник «Коммуникативные и организаторские способности» (КОС)

Многие современные профессии связаны с взаимодействием с людьми. Если в ваших планах сделать своим призванием помощь, обучение или воспитание, обслуживание или, наоборот, руководство, необходимо здраво оценить свои возможности в областях общения и лидерства. Опросник - В.В. Синявский, В.А. Федоришин.

Вопросник на выявление доминирующего инстинкта (типа) (по В.И. Гарбузову)

Вопросник на выявление доминирующего инстинкта (типа) (по В.И. Гарбузову)

Согласно концепции В. И. Гарбузова, можно выделить семь инстинктов: самосохранения, продолжения рода, альтруистический, исследования, доминирования, свободы и сохранения достоинства. Обычно в норме у человека один или несколько инстинктов доминируют, остальные же выражены слабее, но полноценно влияют на личностные тенденции. Однако в силу определенных биологических и социальных факторов доминирование одного или нескольких инстинктов может быть чрезмерным до патологии, а звучание остальных может оказаться подавленным вплоть до атрофии, и тогда речь идет об инстинктопатиях. Инстинктопатии приводят к конфликтным межличностным отношениям между их носителями и индивидами с нормальным доминированием того или иного инстинкта. В зависимости от доминирования того или иного инстинкта вытекает первичная фундаментальная типология индивидуальности. Каждый человек принадлежит к одному из семи типов

Тест на оценку работоспособности и трудолюбия

Тест на оценку работоспособности и трудолюбия

Какую трудовую стезю вы бы ни  выбрали, вам понадобится умение сосредоточиться на задаче, различать главное и второстепенное, и, что важно, умение заставить себя работать, даже если настроение к этому не располагает. Важное различие профессионального труда и того, что мы делаем для собственного удовольствия состоит в том, что хобби и труд добровольного характера можно отложить до лучших времен, а работа, которую мы делаем не только по призванию, но и в рамках трудового соглашения, имеет жесткие временные границы, стандарты качества, зачастую предполагает определенный режим, который нельзя менять по своему усмотрению.

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса

Для того чтобы обрести успех в чем бы то ни было, нужно, как минимум, хотеть этого успеха и верить в свои силы – это кажется бесспорным. В то же время, исследования показывают, что слишком сильная мотивация может помешать достижению целей не меньше, чем слабо выраженное желание добиться результата и общая неорганизованность.

Опросник «Исследование акцентуации характера» Шмишека

Опросник «Исследование акцентуации характера» Шмишека

 Выбирая дело по душе, важно учитывать не только свои способности в разных видах деятельности и свои интересы. Нередко важным условием успеха в  профессии становится ее соответствие характеру человека. Действительно, если вы знаете, что вам свойственно ценить одиночество и общение с большим количеством малознакомых людей вас утомляет и раздражает, вряд ли вы захотите работать школьным учителем, менеджером по работе с клиентами, продавцом или участковым терапевтом.